Приход храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Железногорск-Илимский
Братская Епархия Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Новости
  • 04 Ноябрь 2015
    3 - 4 ноября проходил престольный праздник нашего храма Казанской иконы Божией Матери
Besucherzahler russain brides
счетчик посещений
russian ladies homepage counter счетчик сайта

Притча о богаче и Лазаре.Священник Феодор Людоговский

 

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».


Эта притча – одна из самых парадоксальных. Жил себе человек, ничего плохого не делал. Богатым был. А разве это плохо? Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. А вот Лазарь. Ему, определенно, пришлось в жизни худо. Но в чем же его добродетель? Не вполне понятно. Разве это добродетель – болеть, голодать и вообще мучиться? Вряд ли.
Так в чем же дело? Почему богатый после смерти страдает в адском пламени, а Лазарь возлежит на лоне праотца Авраама? Неужто просто потому, что необходимо всё уравновесить и компенсировать: после роскошной земной жизни – страдания, после страданий – отраду? Это было бы странно.
Но притча на то и притча, чтобы заставить задуматься. Вот и давайте остановимся на минутку и подумаем.
В притче рассказывается не просто о двух людях с разной судьбой и неодинаковой посмертной участью. Лазарь (это важно) лежал у ворот богатого. Стало быть, богач каждый день видел его, прекрасно знал о его потребностях – но, судя по всему, не спешил принять в нем участие. (А ведь Лазарь-то был не какой-нибудь язычник – он был соплеменник богача, такой же правоверный иудей.)
Всё это вовсе не означает, что богатый (так нам приходится его называть, ибо Евангелие не сообщает его имени) был злым и жестоким человеком. Возможно, он просто не хотел омрачать своей счастливой и безбедной жизни соприкосновением с болезнью, нищетой, смертью.
Вспомним русскую классику: «Наташа с своей чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой было так весело в эту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она, как это часто бывает с молодыми людьми, нарочно обманула себя. «Я слишком счастлива в эту минуту и слишком большое удовольствие предстоит мне, чтобы его портить сочувствием горю», – почувствовала она и сказала себе: «Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть весел так же, как я».
По-человечески это очень понятно. Но иное дело – суд Божий.
А что же Лазарь? А он лежал – нищий, больной, с гноящимися ранами, в окружении псов и, как говорит Евангелие, желал напитаться крошками, падающими со стола богача. Кто знает, может быть, ему это иногда и удавалось.
Но ценно ли само по себе страдание в очах Божиих? Навряд ли. Неужели Богу приятно смотреть на наши мучения? И разве может страдание само по себе искупить грехи?
Нет, здесь нужно еще кое-что, а именно – готовность принять волю Божию без ропота, без жалоб и проклятий. Если мы терпим – пусть даже не мучения, не страдания, но хотя бы какое-то неудобство – с верой, что это Господь посылает нам испытание, если принимаем посылаемое с благодарностью, то вот тогда можно надеяться, что терпение наше вменится нам в праведность.
Очевидно, именно так и обстояло дело с Лазарем. Он лежал у ворот богача, лежал, может быть, много лет. А когда умер, за ним пришли ангелы. Наверное, неспроста пришли. А про богатого сказано лишь: «и похоронили его».
Повторим еще раз: богач не был злым и жестоким человеком. Ведь даже в аду, когда, казалось бы, собственные страдания должны заслонить всё остальное, он вспоминает о своих братьях, переживает за них. Но, как говорится, хороший человек – не профессия.
Христос ожидает от нас не абстрактного прекраснодушия, а конкретных дел, которые явили бы нашу веру и нашу любовь. Сам Он не погнушался соединиться с материей, родиться в хлеву, обедать с блудницами. Этого же Он ожидает и от нас – не самозамыкания, не отгораживания от «чужих проблем», а деятельного участия в жизни тех, кто в нас нуждается.
Так за что же осудил богача Господь? За то, что он делал что-то плохое? Нет, за то, что он не делал хорошего.
Эта притча крайне важна для нас. Мы, христиане, ходящие в храм, регулярно исповедующиеся и причащающиеся, в целом хорошие люди: не убиваем, почти не воруем, не мешаем другим жить.
Но Господь не сказал: «Не мешай жить другим». Он сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя». И любовь наша должна быть деятельной и действенной.
Поэтому если же в один прекрасный день (дай Бог, чтобы в этой жизни) мы поймем, что Господь недоволен нами, не будем задаваться вопросом: «А что я такого сделал?!» Спросим себя: «Чего я не сделал – из того, что мог, что должен был сделать?» Спросим – и ответим делом.


Назад к списку