Приход храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Железногорск-Илимский Братская Епархия Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) |
Господи, упокой раба Своего митрополита Мелетия!
Книжечка владыки Мелетия попала мне в руки не по стечению внешних обстоятельств. Я специально искал ее. Зачем? Один близкий мне человек попал на приходе под влияние апокалиптически настроенных людей. Они доказывали, что ИНН, штрих-коды и тому подобные технические новшества изобретены антихристом, документы нового образца нельзя оформлять – иначе погубишь свою душу. В подкрепление своей проповеди они ссылались на духовные откровения старцев, на выдержки из Библии. Очень сложно было успокаивать человека, взволнованного устрашающими проповедями о грядущем царстве антихриста.
Как раз тогда я и столкнулся с цитатой из митрополита Никопольского и Превезского Мелетия. Цитата была многообещающей, название цитированной книжечки тоже: «Начертание антихриста в Православном Предании». После месяца поисков книжечка оказалась передо мной на столе. На одном дыхании я прочитал ее с карандашом. Там было что взять на заметку и выписать на отдельные листки.
Владыка Мелетий сообщал читателю ценные сведения. Оказывается, православные узнали о числе антихриста в штрих-кодах, пластиковых картах и микрочипах не от старцев, как это до сих пор говорится, а от пятидесятницы Мэри Рэлф. Владыка Мелетий особо подчеркивал это обстоятельство. Я его прекрасно понимал.
К тому моменту я много сил потратил на изучение сектантства. Штудировал научные монографии о сектах, читал первоисточники (не самое замечательное занятие на свете!), преподавал сектоведение, регулярно дискутировал с сектантами. По опыту общения с пятидесятниками я отчетливо представлял себе особенности этого протестантского исповедания. Главное для них – опыт пребывания в «Святом Духе». Больше всего они ценят говорение на иных языках (глоссолалию).
А еще пророчества и чудесные исцеления. Они погружены в «мистические переживания», прямо-таки находятся в психологической зависимости от «мистики». Зависимость эта наподобие игромании. У пятидесятников на каждом собрании должны происходить чудеса. У них сотни и сотни «пророков» и «чудотворцев». Мэри Рэлф, упомянутая владыкой Мелетием, – одна из «пророчиц».
Обсуждать с пятидесятниками их «мистический» опыт почти бесполезно. Они верят в свои необыкновенные ощущения на молитве как в Самого Господа Бога. Они убеждены, что если православный христианин не испытал подобных ощущений, то он не способен о них правильно судить. Он духовно не дорос, чтобы о них рассуждать. Вот дал бы «Святой Дух» ему пережить то, что пятидесятники ощущают, тогда б он понял, что у пятидесятников есть истинный духовный опыт, какой был у апостолов две тысячи лет назад.
Точно так же считала и пятидесятница Рэлф. Она писала свои апокалиптические «пророчества» о штрих-кодах под действием «Святого Духа». Владыка Мелетий спрашивал у православных читателей, увлеченных книгами Рэлф: какой дух двигал ею? Если не Святой Дух, то, значит, какой-то другой. Какой же? Догадаться не сложно. Как хорошо, что владыка Мелетий нарочито подчеркивал пятидесятнический источник протестов по поводу штрих-кодов и микрочипов.
Было еще ценное сведение в трудах владыки. Митрополит Мелетий заметил: пятидесятнические откровения о компьютерных кодах нашли теплый прием в «зилотской среде», именно «зилоты» стали распространять их по православным приходам и монастырям. Как же так? Греческие «зилоты», по их уверениям, ревнуют за чистоту православной веры, выступают против экуменических контактов, межконфессиональных встреч с протестантами и католиками. И вдруг «зилоты» принимают протестантское откровение о печати антихриста.
Как же так? Опять-таки, понятно. Объяснение простое: для «зилотской» среды характерны апокалиптические ожидания. Все, что поддерживает эти ожидания, для «зилотов» дорого. Спасибо кир Мелетию, его наблюдения составляют большую ценность.
Но дело не только в том, что владыка сделал важные наблюдения, привлек к обсуждению темы нужные отрывки из Библии, из святых отцов. Его книжечка стала не только весьма информативным текстом, она стала – поступком. За несколько лет до ее написания владыка Мелетий сам был противником штрих-кодов, пластиковых карт и т.п. Я понятия не имею, что натолкнуло его на мысль об истоках этих апокалиптических учений.
Знаю только, что он провел большую работу, чтобы хорошенько разобраться в этой теме. Разобрался сам. Понял, что тревога ложная, что нет в компьютерных кодах числа антихриста. Понял, что слухи о числе антихриста исходят из сектантских кругов. А ведь нам, православным, нет никакого дела до пятидесятнических «пророчеств». Мы ни в коем случае не должны к ним прислушиваться.
Придя к этим выводам, владыка мог бы успокоиться. Для себя он эту проблему решил. Выяснил, что прежде он ошибался, теперь ошибка найдена. Но нет, митрополит сделал еще один трудный шаг, решил помочь другим людям, пусть даже «в ущерб себе». Он выступил с открытым заявлением по теме. Опубликовал книжечку «Начертание антихриста в Православном Предании». Книга эта – поступок честного человека. Владыка не отмолчался, а признал фактически свою неправоту.
Чем более высокое положение занимает человек, тем больше он на виду. За ним пристально следят сотни и тысячи глаз. Стоит ему немного оступиться, сразу раздается торжествующий крик: «Смотрите, люди добрые, он оступился. Ай-ай-ай, как некрасиво!» Об этом искушении еще святой царь Давид писал три тысячи лет назад. С тех давних пор информационные потоки от добровольных наблюдателей расширились. Стали быстрее, по всему миру струятся. Известия о чужих ошибках распространяются с молниеносной скоростью, с убийственной силой. А тут такой случай: видный иерарх Элладской Православной Церкви сам готов признать, что ошибался!
Владыка издал книжечку, и реакция не заставила долго ждать. Поступали и благодарные отклики, но не от тех, кто посчитал митрополита Мелетия переметнувшимся в стан врага. Ему, само собой, выставили самые нелицеприятные обвинения. Разные. Один из откликов до сих пор ходит по Рунету в плохом переводе. Вот его название: «Фальсификация учения о начертании антихриста» (новогреч.: «Парахаракси ту харагматос»).
Здесь обыграно название книжечки: «Начертание антихриста в Православном Предании». Итак, митрополита обвиняли в фальсификации: он якобы намеренно исказил церковное учение. Ни больше ни меньше. Для каждого христианина это обвинение тяжко, для архиерея – особенно. Владыка Мелетий с честью выдержал поток обвинений, который бушевал после выхода в свет его книжечки.
Это больше чем смелый поступок честного человека. Это свидетельство о подлинно христианском образе жизни человека. Что мне известно о жизни новопреставленного митрополита Мелетия? Очень немного. Хотя и это немногое характеризует его как настоящего христианина. Но у меня есть ответ для строгих критиков его жизни. – Владыка мог ошибаться, но он умел признавать свои ошибки, даже когда это нелегко. Мы тоже можем ошибаться, а вот умеем ли мы свою неправоту признавать?